lubluana: (Default)
[personal profile] lubluana
Глава о тряпичной кукле

В Калужской области зафиксирован большой пласт традиций связанных с бытованием и изготовлением куклы. Традиционную куклу в регионе собирали, фиксировали и изучали такие исследователи, как Н.М. Могилянский, З.А. Фалеева, Р.Е. Кедрина, Е.Н. Елеонская и многие другие. Большое внимание данному феномену народной культуры уделяют и современные исследователи (Г.Л. Дайн, И.А. Морозов, Е.В. Миненок). Многолетнюю работу по сбору, сохранению и реконструкции информации о данном ремесле в нашем регионе проводят народные мастера Р.Я. Тарасова, Р.М. Головачева, Ж.Ф. Столярская. Изготовление куклы-чучела из соломенного жгута, его обряжение и использование в проведении на Калужской земле народного праздника Масленицы, подробно описано этнографом и краеведом М.Е. Шереметьевой. Ею же в Перемышльском уезде была описана традиция изготовления свадебных кукол («мужик» и «бабочка») на одной ветке-«двойчатке», обряженных по праздничному. Благодаря совокупному труду ряда исследователей удалось записать и сохранить бесценные воспоминания деревенских мастериц - последних носителей традиции. По данным этнографических сборов в Калужской губернии, как и во многих регионах России, традиционная кукла была участницей древних календарных и семейных обрядов великороссов, ритуальным оберегом, детской игрушкой, а позднееярмарочным сувениром, предметом коллекционирования. По воспоминаниям носителей традиции, в начале ХХ века калужские деревни жили не богато, и крестьяне были необычайно бережливы. Традиционно кукол изготовляли из дерева, глины, корней травы, различных текстильных материалов. Однако тряпичная кукла, получила более широкое распространение в связи с простотой изготовления, доступностью материала и широкой вариативностью конечного результата. Большинство опрошенных мастериц отмечали, что «для кукол брали лоскут какой есть! И уже не нужен, ветхий и даже на залатки не пойдет…» или «какой мать или бабушка от старой юбки оторвала, тот и пойдет…». Именно такие, простые по технологи изготовления закруток, но неповторимые по своему архаичному смысловому образу, были зафиксированы в Жиздринском уезде в начале ХХ века. Куклы крестьянских детей были просты в изготовлении: кусочек ткани скручивали столбиком, делали закрутку, перевязывали нитками и наряжали тем, что было под рукой. Но путь к этой «экономной простоте» лежал через строгое соблюдение традиций старинного ремесла по работе с тканью. Калужские мастерицы за столетия наполнили данное рукоделие большим количеством техник изготовления тряпичной куклы (жгут, столбушка, узловая, закрутка, скрутка) и смысловых образов (берегини, люди, дети, животные). Безусловно, простые крестьянки не были знакомы с терминами «техника» или «образ». Из уст в уста они передавали друг другу строгий канон и порядок действий в виде простых фраз: «Так делала моя мать, и бабушка, и я так делаю, и тебе поручаю…» или «…если куклу сделать не так, то она и помогать не будет…». Следование канону, как почитание памяти о давно ушедших предках, возможно и позволило сохранить древнейшее ремесло. Но, несмотря на преобладание определенных техник, все же конструкция кукол различалась по территориям. Так в Кировском, Куйбышевском, Людиновском районах мастерили куколок без рук, но с ножками-палочками привязанными к скрутке-тулову и обмотанными тканью, «как в сапожках». Ярким образцом этой традиции является коллекция игровых кукол мастерицы М.С. Зубковой (Кировский р-он). В Юхновском районе дети играли куклами-льнянушками. В Калуге, Козельском, Бабынинском, Перемышльском и других районах наравне с куклами-закрутками, кукол шили. Почти все обрядовые праздники в деревнях проигрывались на куклах. Особенно любили «играть в свадьбу». Причем, играли в основном взрослые. А дети были активными участниками и зрителями. Так,непринужденно через игру, обряд и кукол старшее поколение передавало младшему и навыки рукоделия, и веками устоявшиеся моральные основы устройства общества и семьи. Узел всегда был у славян одним из главных символов неразрывности уз, миров, символ вечности и достатка. Поэтому в качестве основы куклы – узел (в том числе и в сочетании с другими техниками) встречается в нашем регионе повсеместно. По воспоминаниям Д.И. Царьковой (Куйбышевский р-он), в её детстве взрослые делали куклу «Младенец» и клали её в «зыбку» (колыбель), роль которой часто исполнял детский или взрослый, порой, уже сношенный лапоть. Существовало поверье, что детей нужно как можно раньше приучать «зыбать» (няньчить) кукол, а со временем и малышей. При этом соблюдались определенные правила изготовления «Младенца». Узел-голова куклы вязалась из светлой ткани, да и набивали его светлой ветошью или пряжей. На концы узла наматывали скрутку-тело. Голову куклы покрывали, как младенцев, платком из пестрого ситцевого лоскутка, с одним рядом заломов, обязательно образуя косой крест на груди и концами назад. Далее тулово запеленывали в яркий лоскут по-принципу тугого традиционного пеленания. Закрепляла конструкцию перевязь яркой тканевой лентой начинавшаяся от шеи, далее по косой вниз, образуя архаичные символы – кресты-ромбы. Интересные обрядовые действия с участием кукол проводили в период Зелёных святок практически во всех калужских деревнях и селах. Для обряда кумления делали двух локтевых кукол – «кукушку» и «товарку». Шили их из тряпочных мешочков, с руками, преимущественно без ног, одевали в специально сшитую по-традиции одежду. «Кукушку» в женскую, «товарку» в девичью (Хвастовичский район). Для обряда «крещения и похорон кукушки» девочки-подростки из старого чулка и тряпок изготовляли тряпичную куклу-кукушку, которую закутывали как младенца. Рисовали ей лицо с большими «рыбьими» глазами, на голову обязательно повязывали красную косынку, концами вперед. В Семик (четверг перед Троицей) эту «кукушку» на березе крестили, а через три дня хоронили, для чего специально ткались холстики, в которые заворачивали куклу, а потом закапывали под дубом или елью (Куйбышевский район). Подобных кукол–кукушек в различных вариантах делали для обряда «крещения и похорон кукушки» и в Козельском районе. Но наиболее распространенными, по воспоминаниям Т.Г. Шалопеевой, здесь были кукушки из травы ятрышник. Корень травы был головой куклы, рук не было, для обряжения шили наряд из длинной нижней рубахи, юбки, передника и кофты. Из коробки или дощечек делали гробик, шили подушку, клали внутрьвместе с куклой и, накрыв все белой тканью, закрывали крышкой и хоронили на Вознесение под деревом за селом. Далее все участницы обряда кумились. В обряде в основном кукол делали безликими. Эта же традиция перешла и на изготовление игровых домашних кукол. Дети решали этот вопрос сами и рисовали кукольные лики, используя подручные материалы: угольки, сок растений, чернила, карандаши. У кукол, изготовленных для ярмарочной продажи, лица обозначались простыми стежками вышивки.
http://www.admoblkaluga.ru/upload/minkult/kaluga_html/index.html#/120/
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

January 2013

S M T W T F S
  12345
67 89 101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Expand Cut Tags

No cut tags